Hosted by uCoz
    На Главную   Мемориальный   и   информационный   сайт    

      Глава 9.   ФЗУ ЧТЗ.  Часть первая 

      Приехали в Челябинск и спешили в ФЗУ, так как мы опаздывали на одни сутки.
      Здание, где разместилось ФЗУ, было четырёхэтажное П-образной формы. В левом крыле помещался техникум машиностроения, в правом – школа, а прямо – ФЗУ. За этим зданием находились цеха: токарный, где в основном стояли маленькие Самарские станки и несколько штук ДИП-200. Полуавтоматы – гордость ФЗУ, фрезерные, шлифовальные участки, слесарный, и всё это помещалось в огромном цеху. Дальше, в глубь цеха, в другом помещении, стояли плавильные печи, формовые установки и всё это прекрасное оборудование служило обучению сложным рабочим профессиям. Приобреталось и, видимо за ним числилось, обслуживалось средствами ЧТЗ. Чтобы дорогое оборудование не простаивало, то на нём работали во вторую и ночную смену рабочие завода, так как ученики ФЗУ практиковались только в утреннюю смену.
      Этот клич ЧТЗ коснулся всей страны, но у нас приехали только из многих детдомов Челябинской области. Прибыло, таких как мы, до 200 человек.

 

      Повели сначала в столовую, а за тем переписали по группам и определили на место жительства. Я, оказалась в бараке 2-го участка, где помещалось человек 50 в комнате или вернее казарме. Здесь уже больше тридцати человек жило работниц завода, и вот нас детдомовцев, девочек прибыло около двадцати человек. Мне, как-то сразу стало одиноко. Ведь я из своего детдома одна, а тут некоторые, по несколько человек, при том они сумели быстро познакомиться. И так мне было тоскливо и тяжело, что чуть не убежала обратно в детдом.
      В бараках, где жили мы и многие другие рабочие, туалеты были на дворе, а умывальники в коридорах, где очень холодно. Спали на топчанах, но были матрацы, одеяла и подушки.
      Потихоньку жизнь стала налаживаться. В своей группе, где мне пришлось заниматься, встретила девочку Катю Силину, с которой очень подружились, да и вообще, у меня появилось много подруг. И вся наша группа оказалась очень хорошая и дружная, есть фотокарточки.


Фото 5 гр. школы ФЗУ ЧТЗ.   Сидят (слева направо): Орлова А., Силина К., Суханова М., Иващенко Ш., Соколова Н., Дектерева Н.   Стоят...
 
Надпись на обратной стороне фотографии: "Снимались Калашникова Нюра, Семенова Надя, Альшевских Валя. 5/=37 г.".
 
 

      Преподаватели в ФЗУ были с разным отношением, но большинство из них очень хорошие, которые понимали, что им предстоит работа со сложными учениками. Прибывшие дети этого набора из разных детдомов области, почти все 200 человек пережили страшные события: нищету, голод, холод в своей только что начинающейся жизни.
      Здание, занимаемое ФЗУ, имело всё необходимое для интересных плодотворных занятий. Был большой, чудесный спортзал, актовый зал на 500 мест, где проводились собрания, концерты и часто демонстрировались кинофильмы для учащихся ФЗУ. И так же в ФЗУ была библиотека с большим набором книг, как художественной литературы, так и книг по любой специальности получаемой во время учёбы. Перед актовым залом было большое фойе, где в определённое время проводил занятия танцевального кружка артист оперного театра. Там я научилась танцевать вальс, танго, фокстрот и много других танцев.


Танцевальный кружок. 16 лет, 1938 г.
 

      После общения с этим старым артистом в танцевальном кружке, я не знавшая жизни, что такое опера, оперетта и даже спектакль, просмотрела и прослушала на свою мизерную стипендию в 16 рублей, все главные оперы и многие оперетты.
      Оперный театр в Челябинске находился в посёлке Камощенко, это так называлась часть города, как, например, у нас в Харькове Павлово Поле или Алексеевка, и оттуда поздно вечером возвращаться было страшновато, но я ездила, с пересадкой на трамваях. А в театр ходить приходилось одной, так как желающих не было, даже подружка Катя и та иногда надо мной посмеивалась.
      Живя в детдоме, училась всегда с большим отставанием, несмотря на моё усердие и помощь многих учителей, особенно Ольги Васильевны. Я чувствовала, что дети, которые учились нормально, с 1-го по 6-ой классы, разбирались лучше меня, ведь мне многое просто не пришлось знать. Ну вот здесь, в ФЗУ, со своей привычкой упорно трудиться, да состав группы оказался тоже слабо подготовленным, мне удалось, наверное, и поэтому иметь довольно хорошие успехи в учёбе.
      Но, надо сказать, что в экстренной программе второй половины 7-го класса обучения, все, что было предусмотрено – это дать основные знания в пределах семилетки для квалифицированных рабочих, не более... Удостоверение об окончании ФЗУ не давало право на аттестат об окончании 7-го класса. А ведь представитель, агитирующий нас, убедительно говорил, что после окончания ФЗУ будем беспрепятственно приняты учиться в техникуме. Теперь-то и я поняла, почему так упорно возражала Ольга Васильевна против моего согласия, не окончив 7-го класса, поехать в ФЗУ. Каяться было поздно, надо было действовать, а мне казалось у меня много времени, успею.
      Мне очень часто вспоминалось прошлое о родителях, братиках. А когда, учась в ФЗУ, я стала много читать, ходить в театры, кино постоянно посещать танцевальные площадки в садах и парке, с большой болью чувствовала своё ничтожество. Я, вылезшая из деревенской глуши и грязи, смотрела на артистов, как на людей особой породы, с красивыми благородными лицами, очень талантливых. Вот тогда я страшно хотела быть грамотной и красиво одеваться, но хотения было мало, нужна, в тех моих условиях, огромная сила воли.


      Меня в 1937 году приняли в комсомол, упрощая свою автобиографию, я стала бывшей детдомовской не помнящей своих родителей, за что всю свою сознательную жизнь себя винила, но, вспоминая предсмертный разговор с отцом, продолжала от людей скрывать происхождение.
      Получив комсомольский билет в довольно торжественной обстановке, мне тут же дали комсомольское поручение, это вести шефство над третьим классом школы, которая находится в нашем здании в правом крыле. Я к этому поручению отнеслась очень серьёзно и бывала в порученном классе часто, много проводила работы порой со срывами, но многие дети были довольны. Мы ходили на стадион, в кино иногда, тратила деньги своей стипендии, оставаясь без ужина. В ФЗУ нас кормили, детдомовцев, три раза, не то чтоб сытно, но, пережив мучения от голода было грешно обижаться. Правда, трудно в воскресенье, если у тебя вечером нечего поесть, ведь в такие дни ужин отдают вместе с обедом.
      Я уроки оставалась делать в читальном зале библиотеки и там же могла читать книги. В общежитии читать, тем более делать домашние задания трудно, так что я находилась в библиотеке до ужина. Мало кто из нас детдомовцев пропускал посещение столовой, особенно надо было утром успеть позавтракать, а то до обеда останешься голодным. Те ученики, которые жили с родителями или на квартирах, приносили с собой еду, мы детдомовцы им завидовали.
      Наша работа по экстренному прохождению полугодовой программы шла к концу, и 1-о сентября начали учёбу программ выбранных специальностей.





    Использование информации в электронном и печатном виде разрешается при условии ссылки на сайт www.ma-sukhanova.narod.ru